Ладно, начнем с того, что определимся кто есть кто и вообще. В терминологии разного рода производителей сетевого оборудования, есть деление оборудование на разные классы. Подобное деление, на самом деле, существует у большинства производителей всего на свете (софта, автомобилей, ракет), но нас сейчас интересуют именно сетевые вендоры ибо о них идет речь. Выбор мой пал на D-Link в силу разных причин. Главными, наверное, стали наличие офиса в Красноярске и лучшее, на мой взгляд соотношение цены и предлагаемого функционала-качества. Разумеется, все, что написано ниже – исключительно мое мнение. Оно может быть неточным или откровенно ошибочным, но все лучше чем ничего 😉
Очень грубо, оборудование можно разделить на три группы – SOHO, Enterprise и Pro. Деление весьма условное и часто не очень понятно к какой категории относится та или иная железка. Но зато можно хотя бы приблизительно прикинуть цену и функционал, который будет в нее заложен.
Первая группа – это “Small Office / Home Office”. Это оборудование, которое (как следует из названия) понадобится либо дома, либо в очень маленькой компании. Очень маленькая компания, ИМХО, это ну до десятка человек. Оборудование, которое попадает сюда характерно отсутствием широких возможностей с одной стороны. Поясню на примерах. Если это роутер, то он не умеет балансировки и внятного сетевого экрана. Если это свитч, то на 6 компьютеров и без управления. Если это точка доступа, то кроме как быть точкой доступа на одну беспроводную сеть, оно ничего больше не умеет. Продолжать можно долго. С другой стороны, нередко оборудование SOHO представляет собой жуткого мутанта в плане начинки. Не просто роутер, а с функцией принт-сервера и Wi-Fi. Однако этот “коктейль” функций действительно интересен домашнему пользователю. Кстати, сюда же в полный рост относится разного рода штуки, в общем-то бесполезные для большой компании, но незаменимые для тех же командировочных сотрудников. Например, микроточка доступа с возможностью работать роутером или AP-клиентом на выбор пользователя (тумблер на пузе устройства).
Стоит вся эта дребедень относительно недорого и позволяет организовать сеть для нескольких человек буквально в несколько кликов мыши и практически без знаний особенностей сетевой науки. Целевая аудитория – домашние пользователи, которые не хотят держать десяток устройств и которым не нужны заморочки крупных организаций типа строгого контроля доступа. Плюс малые группы людей, объединенные одной идеей – фирма на 3 человека вместе с директором, предвыборный штаб в деревне Гадюкино или группа консультантов в гостинице на выезде. В общем, дешево, просто и компактно.
Вторая категория – это средней величины организации. Им уже малоинтересны устройства “все в одном” в силу того, что вход интернета находится тут, а общий принтер – через две стенки. Чаще всего, такие компании занимают мало того, что несколько кабинетов или довольно большой по площади офис, но еще и могут иметь некоторое количество филиалов, разнесенных территориально. Это, как правило, оборудование управляемое, но без фанатизма. Особого разделения прав на управление обычно нет, портовая ёмкость ощутимо выше, чем у SOHO. “Комбайны” встречаются нечасто, поскольку компании дешевле купить несколько разнофункциональных устройств и не волноваться, что выход из строя той или иной части повлечет изъятие железки из работы для сдачи в ремонт и простоя ВСЕГО. Проще переплатить отдельно за свитч, отдельно за роутер и отдельно за принт-сервер, чем лишиться всего разом при выходе из строя принт-сервера.
Плюс здесь появляются такие радости жизни, как Vlan, балансировка интернета, маршрутизация (а не просто NAT без вариантов). Оборудование начинает иметь свои часы и уметь давать отчет о проделанной работе – “в три часа ночи у нас тут провайдер инет отключил, гад. А я героически принял решение сходить за обновлениями антивируса через GPRS”. Как-то так. Денег за это просят, конечно же больше, но оно того стоит. Плюс могут вырасти “уши” для стоечного крепления, что разом решает проблему размещения сетевого оборудования покупкой аккуратного шкафчика или стойки. Шкаф, несколько полочек и всё (включая сервера) занимает два квадратных места поверхности и никому не мешает.
Третья группа – действительно профессиональное оборудование. Сросшиеся железки не встречаются вообще – все строго разделено по функционалу. Каждая железка умеет что-то одно, но умеет это хорошо. Плюс огромная производительность внутренностей – процессора, внутренней сетевой магистрали, высокоскоростные порты. Управление есть, часто можно назначать права, авторизуя администратора по какому-нибудь корпоративному Radius’у. Есть либо развитая система мониторинга, либо оборудование легко и четко вписывается в имеющиеся системы наблюдения и контроля. Оборудование обрело “язык” и может общаться между собой самостоятельно – будь то полноценный BGP или авторизация порта у Radius-сервера. Можно настроить практически любой сценарий поведения в зависимости от внешних условий.
Стоит такое добро откровенно дорого. Используется в реальной жизни чаще всего провайдерами, ЦОДами и прочими действительно крупными организациями. Тут уж ничего не поделаешь – богатый функционал и грамотная проектировка/компоновка начинки стоит денег. Мы же помним, что оборудование такой производительности требуется охлаждать и удобно обслуживать при нахождении его в стойке? А работать оно должно не просто в режиме 24/7, но при этом еще и долгие месяцы без перерыва на обслуживание.
Как правильно определить свои нужды, я попробую рассказать в следующий раз. Однако сразу отмечу, что часть большого целого является “организацией” меньшего уровня. Так, у крупного провайдера существуют далекие офисы, в которых не очень много народа и их вполне устроит оборудование класса Enterprise. А командированный сотрудник все того же провайдера будет рад использовать роутер с функцией наливания кофе по утрам, когда находится за пару тысяч км от дома и ему позарез нужна связь.
В общем, сперва смотрим функционал. Затем готовим кошелек на нужную сумму, а не наоборот. Но функционал должен быть действительно нужен.
Все классно, но, к сожалению, в жизни или заказчик сам толком не может сформулировать, чего хочет – но это беда стандартная, или, что куда страшнее, в нашей стране рискованного земледелия (сиречь бизнеса), эти самые бизнес требования меняются несколько раз на дню, что может лихорадить и сетевую инфраструктуру. И невозможно угадать, что от нее потребуют завтра…. Плюс история (фирмы и, соответственно, оборудования). Как быть в этой, более реальной ситуации?
Ну, тут уж мало кто помочь может 🙂 я придерживаюсь позиции, что нужно брать чуть круче, чем требуется сейчас и пинать начальство на предмет строительства более или менее внятных планов бизнес-требований. Жить в режиме аврала нельзя
Хотя я, может быть, вперед забегаю….