Схема объединения АТС несложная и видна на рисунке (по клику откроется крупнее). В центральном офисе я использовал роутер DFL-210, потому что он уже был и АТС Panasonic KX-TEM824 по той же причине. В филиале был установлен DIR-330, потому что его было проще всего найти, шлюзы – D-Link DVG-2101s по той же причине. АТС для филиала такая же, как и в центральном офисе – что было на складе, то и взял. Нельзя сказать, что решение самое дешевое в мире, однако тот же VPN все равно был нужен и все равно рано или поздно его бы сделали.

Вообще, требования к оборудованию следующие:

  • АТС должны уметь DISA и ARS, иначе пользователям придется вводить длиннющие номера. Они нам за это спасибо не скажут
  • Не забываем про наличие свободных внешних линий на АТС
  • Роутеры должны уметь VPN без NAT, но с прямой маршрутизацией. Или просто чтобы сети офисов находились в одной сети. Тут уж кому как удобнее
  • Шлюзы рекомендуется брать с встроенное телефонной книгой. Если будем объединять более двух офисов, нам же будет проще
  • Шлюзы рекомендую с поддержкой SIP – протокол почти стандартный, да и траффика ест не шибко много
  • Шлюзы нужны с портом FXS, то есть для подключения телефонного аппарата – внешняя линия АТС с точки зрения шлюза телефонный аппарат и есть

Работает это примерно так: пользователь набирает номер нужного сотрудника с “кодом АТС”, звонок падает на локальную АТС и разбирается ARS на запчасти. ARS видит, что номер должен быть направлен внешнюю линию, где висит VoIP-шлюз и переправляет его туда, по пути изменив номер по указанным правилам (что-то добавить, что-то удалить). На другой стороне VoIP-шлюз принимает звонок и сливает его в АТС со всем, что он получил от нас. АТС этот звонок принимает и переправляет нужному сотруднику.

Рассказывать как поднять VPN или настроить соединение точка-точка на голосовых шлюзах я не буду, потому что мануалов на эту тему и так существует великое множество. Да и рассказ про телефонные станции, а не про интернет. Если кому-то все же интересно, сперва отправлю на сайт D-Link’а, потом на их же форум. Если совсем все грустно и непонятно, по просьбам телезрителей могу написать и про объединение сетей, пока же перейдем к сути.

Перед непосредственно настройкой нужно волевым усилием сказать “быть посему” относительно следующего:

  1. Решаем как мы будем идентифицировать наши АТС. У коллег-связистов я подглядел нумерацию 01, 02 и так далее. Почему бы нет?
  2. Выбираем номера телефонов для VoIP-шлюзов. Использоваться будут только для связи шлюзов, пользователи этих номеров скорее всего не увидят. Рекомендую выбирать окончание номера в соответствии с “номерами” АТС. Это позволит использовать меньшее количество планов маршрутизации.
  3. Если шлюзов на одной АТС несколько, имейте ввиду, что только один будет работать на вход. Возможны варианты, но так проще.
  4. Про такие мелочи как выдача корректных IP-адресов шлюзам, я думаю говорить не нужно.

Обтачиваем настройки наших АТС:

  1. Все внешние линии, которые мы будем использовать под VoIP, нужно вынести в отдельную группу. Это нужно для корректной настройки ARS, чтобы звонки летели через куда надо.
  2. Для всех линий, которые мы будем использовать под VoIP, нужно отключить автовыбор их при наборе “9”, а сами линии отметить их как подключенные.
  3. Включаем для всех линий, которые ведут к внешним АТС, функцию DISA. Есть смысл выставить паузу до ответа DISA в 0 секунд.
  4. Настраиваем ARS. Для этого указываем, что если номер начинается с “0”, то перекидываем звонок на наши VoIP-линии.
  5. Не забываем модифицировать номер – убрать “идентификатор” вызываемой АТС, если шлюзы в режиме HotLine или дописать нужные цифры номера, если пользуемся адресной книгой и соединяем больше двух АТС

Бонус для особых извращенцев – в принципе, вполне реально зарулить звонки в город филиала через тот же канал. Например, филиал находится в Ачинске. При наборе ачинского номера телефона, звонок падает в VoIP-канал и вылезает наружу уже в Ачинске, а там это обычный городской звонок. Но тут надо не забывать про свободные линии и пароль на звонки из внешней линии во внешнюю линию. Фактически, эта же особенность позволит звонить в филиалы из дома (после набора спецпароля)

В общем, просторов для деятельности – море. Главное не забывать, что все в наших руках и запас всего (линий, портов и пр.) для маневра.

Добавить комментарий