Схема объединения АТС несложная и видна на рисунке (по клику откроется крупнее). В центральном офисе я использовал роутер DFL-210, потому что он уже был и АТС Panasonic KX-TEM824 по той же причине. В филиале был установлен DIR-330, потому что его было проще всего найти, шлюзы – D-Link DVG-2101s по той же причине. АТС для филиала такая же, как и в центральном офисе – что было на складе, то и взял. Нельзя сказать, что решение самое дешевое в мире, однако тот же VPN все равно был нужен и все равно рано или поздно его бы сделали.
Вообще, требования к оборудованию следующие:
- АТС должны уметь DISA и ARS, иначе пользователям придется вводить длиннющие номера. Они нам за это спасибо не скажут
- Не забываем про наличие свободных внешних линий на АТС
- Роутеры должны уметь VPN без NAT, но с прямой маршрутизацией. Или просто чтобы сети офисов находились в одной сети. Тут уж кому как удобнее
- Шлюзы рекомендуется брать с встроенное телефонной книгой. Если будем объединять более двух офисов, нам же будет проще
- Шлюзы рекомендую с поддержкой SIP – протокол почти стандартный, да и траффика ест не шибко много
- Шлюзы нужны с портом FXS, то есть для подключения телефонного аппарата – внешняя линия АТС с точки зрения шлюза телефонный аппарат и есть
Работает это примерно так: пользователь набирает номер нужного сотрудника с “кодом АТС”, звонок падает на локальную АТС и разбирается ARS на запчасти. ARS видит, что номер должен быть направлен внешнюю линию, где висит VoIP-шлюз и переправляет его туда, по пути изменив номер по указанным правилам (что-то добавить, что-то удалить). На другой стороне VoIP-шлюз принимает звонок и сливает его в АТС со всем, что он получил от нас. АТС этот звонок принимает и переправляет нужному сотруднику.
Рассказывать как поднять VPN или настроить соединение точка-точка на голосовых шлюзах я не буду, потому что мануалов на эту тему и так существует великое множество. Да и рассказ про телефонные станции, а не про интернет. Если кому-то все же интересно, сперва отправлю на сайт D-Link’а, потом на их же форум. Если совсем все грустно и непонятно, по просьбам телезрителей могу написать и про объединение сетей, пока же перейдем к сути.
Перед непосредственно настройкой нужно волевым усилием сказать “быть посему” относительно следующего:
- Решаем как мы будем идентифицировать наши АТС. У коллег-связистов я подглядел нумерацию 01, 02 и так далее. Почему бы нет?
- Выбираем номера телефонов для VoIP-шлюзов. Использоваться будут только для связи шлюзов, пользователи этих номеров скорее всего не увидят. Рекомендую выбирать окончание номера в соответствии с “номерами” АТС. Это позволит использовать меньшее количество планов маршрутизации.
- Если шлюзов на одной АТС несколько, имейте ввиду, что только один будет работать на вход. Возможны варианты, но так проще.
- Про такие мелочи как выдача корректных IP-адресов шлюзам, я думаю говорить не нужно.
Обтачиваем настройки наших АТС:
- Все внешние линии, которые мы будем использовать под VoIP, нужно вынести в отдельную группу. Это нужно для корректной настройки ARS, чтобы звонки летели через куда надо.
- Для всех линий, которые мы будем использовать под VoIP, нужно отключить автовыбор их при наборе “9”, а сами линии отметить их как подключенные.
- Включаем для всех линий, которые ведут к внешним АТС, функцию DISA. Есть смысл выставить паузу до ответа DISA в 0 секунд.
- Настраиваем ARS. Для этого указываем, что если номер начинается с “0”, то перекидываем звонок на наши VoIP-линии.
- Не забываем модифицировать номер – убрать “идентификатор” вызываемой АТС, если шлюзы в режиме HotLine или дописать нужные цифры номера, если пользуемся адресной книгой и соединяем больше двух АТС
Бонус для особых извращенцев – в принципе, вполне реально зарулить звонки в город филиала через тот же канал. Например, филиал находится в Ачинске. При наборе ачинского номера телефона, звонок падает в VoIP-канал и вылезает наружу уже в Ачинске, а там это обычный городской звонок. Но тут надо не забывать про свободные линии и пароль на звонки из внешней линии во внешнюю линию. Фактически, эта же особенность позволит звонить в филиалы из дома (после набора спецпароля)
В общем, просторов для деятельности – море. Главное не забывать, что все в наших руках и запас всего (линий, портов и пр.) для маневра.